Обзор настольной игры Мор. Утопия

Мор. Утопия — известная компьютерная игра, которая вышла в далеком 2005 году, получила целый набор премий и большое количество поклонников. Затем в 2015 году студия Ice Pick Lodge запустила проект на Кикстартере по сбору средств на ремэйк Мора. Проект получил широкое освещение в прессе и до сих пор является самой успешной компьютерной игрой на Кикстартере из стран СНГ.

После Кикстартера студия продолжила разработку игры и продажу цифровых и материальных наград на своем сайте. Именно там и появилась возможность получить настольную игру по гнетущему, загадочному, но такому привлекательному сеттингу чумного города.

Начать свой обзор я бы хотел именно с того, что игра создает действительно уникальную атмосферу. Игроки пытаются разгадать перемещения чумы, каждый раз рискуют своими последователями и теряют их в борьбе с мором. Бывают моменты, когда ты действительно отчаиваешься и думаешь, что чуму в этой игре не побороть. Но потом всегда находится лазейка и один из игроков все-таки получает финальные победные очки.

Теперь кратко опишу игровой процесс.

Три игрока берут на себя роли Врачей, каждый из которых должен доказать, что именно его школа обладает необходимыми навыками для борьбы с чумой. Четвертый игрок будет играть за Чуму. Также можно играть втроем или вдвоем. При этом игра вдвоем будет своеобразной дуэлью Врача и Чумы.

У каждого игрока есть бессмертный персонаж врача и трое очень даже смертных приближенных. Изначально все персонажи располагаются по кварталам, в которых будут появляться миссии. Для выполнения миссии нужны ресурсы. Ресурсы есть у приближенных, а также их можно брать из банка. За выполнение миссий игроки получают победные очки. Звучит просто, но на деле все совсем не так. Каждый игрок в свой ход может выполнить два действия, но только по одному действию на персонажа. Например, нельзя приближенным с необходимым ресурсом прийти в нужную зону и тут же выполнить миссию. Ведь это два действия одним персонажем. Добавим к этому то, что персонаж может двигаться или выполнять миссии только, выйдя из карантина (в котором все находятся в начале игры). Это делает приближенного уязвимым к Чуме. В свой ход Чума может сразу убивать приближенных с своем квартале, если они не находятся в состоянии карантина. При этом выйти из карантина можно, а по своей воле вернуться — нет. Со всеми невзгодами игрокам помогают бороться их колоды с рецептами, но карты из них можно получить только за выполнение миссии или в качестве компенсации за смерть своего приближенного.

Еще одной интересной и сложной механикой является то, что каждый врач может управлять в свой ход любым приближенным, даже чужим. Нельзя управлять только чужими Врачами и приближенным на которого Врач кладет фишку договора (по одной у каждого Врача).

В итоге каждый шаг требует хорошего просчета. Выйдешь из карантина — умрешь от Чумы, встанешь приближенным на клетку с миссией — её выполнит твой соперник, будешь бездействовать — не получишь победных очков. Что интересно, если Чума играет особенно удачно, то в какой-то момент Врачам придется объединить усилия, а не топить друг друга. Ведь лучше, чтобы  выиграл один из них в честной борьбе, чем весь город остался бы во власти Чумы.

Что же делает Чума?

Она действует тайно и все свои действия записывает в специальный блокнот. Здесь она отмечает, как передвигается по кварталам. Находясь в квартале Чума может объявить осаду или заражение. Оба этих эффекта выводят всех приближенных в этом квартале из карантина, а тех, кто находится вне карантина убивает. Если в свой ход Чума убивает кого-то, то она может совершить дополнительное передвижение. И вы ведь помните, что Врачи его не увидят, а она только запишет его в свой блокнот?! В итоге Врачи могут прогнозировать перемещения Чумы, но не могут их знать наверняка. Также в любом квартале, где Чума побывала за свой ход, она может оставить свой след, так называемый штамм. На деле это ловушка, которая кладется на квартал рубашкой вверх. Если кто-то заходит в этот квартал или совершает там действие, штамм активируется, зачитывается и выполняется. И ничего хорошего для Врачей эти штаммы не несут.

Условия победы в игре есть, как для Врачей, так и для Чумы. Врачи в начале игры получают три аргумента (победных очка). За выполнение миссии своим приближенным они получают 2 очка, чужим приближенным или своим врачом — 1 очко. За смерть приближенного снимается 1 очко. Игра заканчивается, когда один из Врачей набирает 8 очков.

Чума же в начале игры получает колоду карт всех игровых приближенных. Вытягивает по одному случайному приближенному каждого врача. Если Чума убивает этих троих, то моментально выигрывает.

Это, что касается игрового процесса и правил. Сама книга правил, на мой взгляд, несколько избыточна. В ней часто повторяются для закрепления одни и те же правила, что увеличивает время на её прочтение. Правила вообще звучат довольно громоздко и в первый раз читать, а тем более понимать их очень сложно. Первая партия скорее всего будет у всех смазанной, если за столом все игроки будут впервые играть в Мор.

Поговорим об игровых компонентах.

Все до последней фишки выполнено в общей стилистике. Хороший арт, хорошая атмосфера. Интересная идея с двусторонними тайлами врачей и приближенных. Если они стоят черной шляпкой вверх, то находятся в карантине, если белой, то вне карантина и уязвимы. Но, если принять во внимание, что игра стоит 2,900 рублей (вот здесь), то кажется, что компоненты могли бы быть лучше, либо игра должны была бы стоить дешевле. Например, Мертвый Сезон, который стоит на тысячу рублей дороже просто ломится от компонентов. Это, к сожалению, обусловлено не самым большим тиражом и тем, что это инди-проект, а не игра от известного российского или международного издательства.

Еще одним минусом я бы выделил ограниченное количество миссий на карте. Их всего 15, ровно столько, сколько игровых кварталов. Первые партии, когда каждая миссия таинственная и загадочная играются интереснее, чем те, где все миссии уже известны.

После нескольких сыгранных партий хочется отметить, что Мор отлично играется в самых разных компаниях. Как правило, все Врачи предельно сконцентрированы, а вот Чума бывает самой разной. От агрессивной и атакующей, до вкрадчивой и неуловимой. Игровой процесс действительно затягивает и играть против Чумы сложно. Партия всегда проходит драматично, приходится жертвовать своими последователями и принимать сложные решения.

Так что, если вы поклонник Мертвого Сезона, Heavy Rain и вообще игр, книг и фильмов с загадочной атмосферой, ощущением чего-то потустороннего и необходимостью принимать серьезные решения — добро пожаловать в мир настольного Мора!

71,099 просмотров всего, 10 просмотров сегодня

About Иван Карманов

Эксперт по Кикстартеру, сооснователь краудфандингового агенства Inventalist.com.

Также прочитайте

История краудфандоголика Сергея

Здравствуйте, меня зовут Сергей, и я краудфандоголик… Наверное, именно этой фразой я мог бы представляться ...