Кикстартер еще до того, как его изобрели.

В 1713 году Александр Поуп решил перевести на английский 15,693 строчки античной греческой поэзии. На создание получившегося пятитомника у него ушло пять долгих лет, но результат того стоил: так свет увидел перевод Илиады Гомера. Но как же Поуп смог запустить свой перевод в массы? Оказывается, он прибег к помощи Кикстартеровской модели.

Годом позже проделанной работы Поуп подготовил презентацию проекта:

«Эта работа должна быть напечатана в шести томах в четверть топографического листа, на хорошей бумаге, новыми специально набранными буквами; с орнаментами и прописными буквами выгравированными на корешке,» — писал он.

В обмен,  в качестве публичной благодарности за первый тираж книги и удовлетворение от помощи в такой большой и кропотливой работе, 750 подписчиков вложили по 2 золотых гинеи, чтобы поддержать усилия Поупа. И все бэкеры были перечислены в первом издании этой книги:

476ae0b8baf3d5f150def68a0904754d_large

Многие монархи и знатные дворяне получали вознаграждения за свою роль в покровительстве творчеству. Микеланджело расписал купол Сикстинской Капеллы на средства Папы Юлия Второго. Тайную Вечерю Леонардо да Винчи поддержал Дюк Миланский. Галилей назвал спутники Юпитера «Звезды Медичи» в честь своего благодетеля. Но только Александр Поуп придумал сделать широкую аудиторию причастной к созданию новой работы.

В 1783 Моцарт выбрал похожий путь. Он хотел представить три своих новых концерта для пианино в Венецианском концертном зале, и он опубликовал приглашение предполагаемым бэкерам с предложением манускриптов в качестве наград:

«Эти три концерта, которые могут быть представлены с полным оркестром, включая духовые инструменты или только четыре из них: 2 скрипы, альт и виолончель, будет представлен в начале Апреля для тех, кто подпишется на них (за красивую копию с подписью композитора)».

Увы, не все проекты достигают своих целей, и эта участь постигла и проект Моцарта. Годом позже он попытался снова и 176 бэкеров положили достаточно средств, чтобы воплотить его концерт. Моцарт отблагодарил их всех в манускрипте концерта:

4bec219b031173715b93cbc34a45ca9f_large

В 1885 начался, скоре всего, самый амбициозный краудфандинговый проект. Франция работала над статуей Римской богини свободы в подарок для Соединенных Штатов Америки на празднование столетней годовщины. Но у Статуи Свободы не было в проекте пьедестал, на который бы она встала в Бухте Нью Йорка. Тогда Джозеф Пулитцер опубликовал в издании «The New York World» и запустил проект по его постройке.

5745e8af9d66b6fe99c1532dfbc51c62_large

Пулитцер опубликовал проект в своей газете и предлагал награды для людей, готовых поддержать проект. За $1 бэкер получал шестидюймовую (15 см) статую Леди Свободы. Более 120,000 человек со всего мира вложили в проект в сумме $102,006.

Веками артисты и их сторонники экспериментировали с той моделью, которую Кикстартер пропагандирует сейчас. Какое было самое большое отличие тогда и сейчас? Интернет делает эту модель в сотни раз более динамичной и доступной для всех. Но, как говориться, все новое — хорошо забытое старое.


Перевод статьи из блога Кикстартера. Оригинал.

2,746 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

About Иван Карманов

Эксперт по Кикстартеру, сооснователь краудфандингового агенства Inventalist.com.

Также прочитайте

На Kickstarter профинансировали 25 000 музыкальных проектов

Kickstarter объявил об успешном финансировании 25 000 проектов. 22 702 независимых музыкальных исполнителя воспользовались услугами ...